Новости компании Газпромнефть

    • Омский НПЗ «Газпром нефти» получил десять единиц современного высокотехнологичного оборудования для строящейся установки замедленного коксования. Новые аппараты предназначены для производства компонентов автомобильного бензина. Инвестиции «Газпром нефти» в проект превышают 50 млрд рублей, он является частью программы развития комплекса замедленного коксования на Омском НПЗ, которая включает реконструкцию действующей установки и строительство новой. Строительные работы планируется завершить в 2021 году.


      Новое оборудование ОНПЗ повышает эффективность производства и снижает нагрузку на окружающую среду

      Использование передовых технологий позволит обеспечить четырехкратное увеличение производства высококачественного сырья для алюминиевой промышленности — нефтяного кокса. Одним из ключевых результатов реализации проекта станет его экологический эффект: воздействие всего комплекса замедленного коксования на окружающую среду сократится в два раза при росте производительности. Будущая установка мощностью 2 млн тонн по сырью наряду с другими проектами модернизации предприятия повысит глубину переработки нефти на Омском НПЗ до 97% — уровня лучших мировых показателей.

      «Проект имеет ключевое значение в решении задачи увеличения глубины нефтепереработки, которую Омский НПЗ ставит перед собой в рамках второго этапа модернизации. Комплекс объединит процессы, выполняемые сегодня на отдельных установках ОНПЗ, что повысит энергоэффективность и экологичность нефтепереработки. Ввод комплекса замедленного коксования позволит предприятию достичь максимальной эффективности производства, увеличив при этом объемы выпуска ценного нефтяного кокса и качественных компонентов для производства моторных топлив».
      Олег Белявский генеральный директор Омского НПЗ
    • В России создан первый межотраслевой Альянс по развитию искусственного интеллекта (AI-Russia Alliance), в состав которого вошли «Газпром нефть», Яндекс, Mail.ru Group, Сбербанк, МТС и Российский фонд прямых инвестиций.
    • Оператор битумного бизнеса «Газпром нефти» — «Газпромнефть-Битумные материалы» — и Научно-исследовательский институт транспортно-строительного комплекса (АНО «НИИ ТСК») подписали соглашение о взаимодействии при разработке эффективных рецептур высокотехнологичных вяжущих и их применении в дорожном строительстве. Подписи под документом поставили генеральный директор «Газпромнефть-Битумные материалы» Дмитрий Орлов и генеральный директор АНО «НИИ ТСК» Евгений Симчук.

      Стороны договорились о реализации дорожной карты, направленной на повышение эффективности применения современных битумных материалов при строительстве и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры. В рамках партнерства запланировано проведение серии научно-исследовательских и опытных работ в НИЦ «Газпром нефти» в Рязани и в испытательном центре АНО «НИИ ТСК». По итогам этих работ будут актуализированы существующие стандарты на технические требования и методы испытаний битумных материалов с учетом потребностей российской дорожной отрасли. Также соглашением предусмотрено экспертное сотрудничество сторон при разработке новых рецептур инновационных битумов и асфальтобетонных смесей с использованием передовых технологических решений, соответствующих современным нормативам и требованиям экологической и промышленной безопасности. Для контроля эффективности применения битумных материалов будет предложена прогрессивная система мониторинга эксплуатационного состояния участков автомагистралей и автомобильных дорог.

      «Объединение усилий наших специалистов позволит интегрировать отраслевую научную экспертизу в процесс создания премиальных битумных продуктов. Наше сотрудничество, планируемые мероприятия по обучению специалистов как НИЦ, так и научно-исследовательского института, обеспечат развитие технологий производства битумных материалов, которые позволят увеличить срок службы дорожного покрытия».
      Дмитрий Орлов генеральный директор «Газпромнефть-Битумных материалов»
      «И наш научно-исследовательский институт, и „Газпромнефть — Битумные материалы“ ориентируются сегодня на повышение уровня качества выпускаемой продукции и выполняемых работ, постоянно развивая свои собственные компетенции, проводя масштабные изучения как дорожно-строительных материалов, так и технологий их применения. Уверен, что объединение наших усилий даст положительный импульс для эффективного технического развития транспортно-строительного комплекса».
      Евгений Симчук генеральный директор АНО «НИИ ТСК»
    • № 165 (ОКТЯБРЬ 2019)

      ТЕМА НОМЕРА:
      АКТИВЫ

      № 165 (ОКТЯБРЬ 2019)

      ТЕМА НОМЕРА / АКТИВЫ

      Будущее добычи

      Инвестиционная политика мейджоров и открытия 2019 года

      Юрий Масалкин: «Поход на Гыдан можно сравнить с полетом на Луну»

      Интервью с руководителем дирекции по геолого-разведочным работам и развитию ресурсной базы «Газпром нефти»

      География поиска

      Новые крупные и перспективные геолого-разведочные проекты «Газпром нефти»

      Якутский бриллиант

      «Газпром нефть» создает кластер добычи в Восточной Сибири

      Виктор Сорокин: «В добыче нельзя без мечты»

      Интервью с генеральным директором «Мессояханефтегаза»

      ТЕНДЕНЦИИ

      Переработка в тренде

      Тенденции развития и главные вызовы российской нефтепереработки

      ЭФФЕКТИВНОСТЬ

      Энергетический вызов

      Повышение энергетической эффективности НПЗ за счет цифровых решений и собственной генерации

      ИННОВАЦИИ

      АЗС на связи

      Сеть АЗС «Газпромнефть» подключила оборудование к интернету вещей

      ПЕРЕРАБОТКА

      Цепочка эффективности

      На Омском НПЗ закончился ремонт второй технологической цепочки

      РОДНЫЕ ГОРОДА

      Мастерская креативного бизнеса

       

      ИСТОРИЯ

      Первая нефть Западной Сибири

       

      НЕФТЯНАЯ БИБЛИОТЕКА

      Книжный обзор (октябрь 2019)

      Отраслевые литературные новинки

    • «Газпром нефть» организовала в Санкт-Петербурге III ежегодную конференцию «PRO Катализ Форум», посвященную вопросам разработки, производства и эксплуатации катализаторов для нефтепереработки. В 2019 году мероприятие приобрело международный характер, в конференции приняли участие более 160 экспертов: представителей нефтяных компаний и нефтеперерабатывающих заводов, фирм-производителей катализаторов, лицензиаров технологий, поставщиков сырья, консалтинговых компаний, научных и научно-исследовательских институтов из России, Белоруссии, Казахстана, Индии, Нидерландов, Сербии, США.


      Современные катализаторы «Газпром нефти» повышают экономическую эффективность нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств

      Участники форума обсудили перспективы нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслей России, проанализировали актуальные тенденции мирового рынка катализаторов, подробно остановились на прогнозах изменения спроса и предложения нефтепродуктов на внутреннем и внешнем рынках. Особое внимание делегаты уделили вопросам повышения экономической эффективности нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств за счет максимально полного использования всех свойств современных высокотехнологичных катализаторов.


      Инфографика: Создание в Омске первого производства высокотехнологических катализаторов для НПЗ

      «За короткий срок конференция „PRO Катализ Форум“ стала одним из ключевых отраслевых событий. Это площадка, где происходит живой диалог производителей, поставщиков, потребителей и ученых. Необходимость в таком диалоге диктует сам рынок, которому сегодня нужны не отдельные „производители“ и „потребители“, а комплексные экосистемы. Хорошим примером такой экосистемы и является наше новое катализаторное производство, которое сейчас находится в активной фазе строительства. Новое предприятие обеспечит связь с научной базой, представит широкую сервисную модель, позволит настраивать катализаторную композицию под потребности заказчика».
      Александр Чембулаев Генеральный директор «Газпромнефть — Каталитические системы»
    • «Газпром нефть» разработала технологию цифрового проектирования инфраструктуры новых активов. Инновационное решение позволяет моделировать оптимальное размещение объектов на месторождениях, снижая затраты на их строительство и эксплуатацию до 10%.

      Цифровой алгоритм используется при планировании инфраструктуры на самых ранних этапах жизненного цикла нефтедобывающих проектов. Программа предлагает оптимальное расположение объектов с учетом возможных ограничений. Она учитывает рельеф местности, гидрогеологические условия, административные, археологические, историко-культурные, экологические, физические и многие другие параметры. Оперируя большими объемами данных, алгоритм автоматически осуществляет сложные многоступенчатые расчеты, определяя оптимальное размещение производственных, бытовых, транспортных и иных инфраструктурных объектов проектируемого месторождения.

      Новая система объединяет в себе комплекс решений для всех категорий элементов инфраструктуры. На каждом этапе расчетов — и при размещении объектов на карте, и при вычислении их физических параметров — алгоритм оценивает тысячи вариантов и выбирает наиболее эффективный. В процессе анализа используются высокопроизводительные вычисления, машинное обучение, цифровые двойники различных объектов и другие инновационные инструменты. Цифровой алгоритм создан специалистами Научно-Технического Центра «Газпром нефти», «Газпромнефть-ГЕО» и «Газпромнефть-Развития».

      Тестирование нового расчетного модуля было выполнено при проектировании инфраструктуры Ямбургского, Западно-Зимнего, Оурьинского месторождений и активов Чонской группы. Цифровая система позволила повысить эффективность планирования размещения сетей автодорог, трубопроводов, кустовых площадок, площадных объектов обустройства автоматизация. В перспективе использование продукта позволит сократить капитальные и эксплуатационные затраты на различные объекты инфраструктуры на 7-10%.

      «Основная задача любой отраслевой технологии — сократить затраты, чтобы сделать добычу эффективней и работать со все более сложными запасами. Мы хорошо понимаем, что получить максимальный эффект можно именно на старте освоения месторождения, когда еще ничего не построено, и мы ничем не ограничены в принятии решений. Ведь от того, как размещена инфраструктура и из каких элементов она состоит, во многом зависит экономический успех всего проекта», — сказал директор по технологическому развитию «Газпром нефти» Алексей Вашкевич.
      Алексей Вашкевич Директор по технологическому развитию «Газпром нефти»
      «Этап раннего планирования является одним из ключевых с точки зрения оптимизации и максимизации стоимости актива, а цена ошибки на ранних этапах может кратно возрастать в дальнейшем. Цифровой алгоритм оптимального размещения объектов инфраструктуры позволяет снять основные неопределенности при создании наземной инфраструктуры и повышает эффективность каждого бизнес-кейса не только в моменте, но и в долгосрочной перспективе. Уверен, что данная разработка „Газпром нефти“ станет неотъемлемым инструментом для наших проектов», — прокомментировал Юрий Масалкин, директор по геологоразведке и развитию ресурсной базы «Газпром нефти».
      Юрий Масалкин Директор по геологоразведке и развитию ресурсной базы «Газпром нефти»
    • В Научно-Техническом Центре «Газпром нефти» создана уникальная ИТ-система для комплексного анализа данных о запасах углеводородов «ЭРА:ПроАктив». Внедренные в программу когнитивные алгоритмы позволяют оперативно оценивать подтвержденные запасы и прогнозировать развитие существующих и новых активов с учетом множества факторов. Программа оптимизирует до 90% рутинных операций при анализе запасов.

      Данные о ресурсной базе «Газпром нефти» включают результаты тысяч исследований с 1981 года: это информация о количестве запасов, геологических особенностях объектов, физических и химических свойствах нефти и газа. Оценка такого количества данных для решения текущих задач занимала большое количество рабочего времени.

      «ЭРА:ПроАктив» обеспечивает оптимизацию ресурсной базы и формирование стратегии ее развития. Программа включает в себя постоянно обновляемую информацию об активах компании. На основании комплексного прогноза добычи и текущего состояния ресурсной базы предприятия разработанные алгоритмы позволяют формировать сбалансированный подход к восполнению запасов, поддержанию и наращиванию добычи актива в долгосрочной перспективе.

      Свои задачи с помощью нового инструмента смогут решить геологи, разработчики, экономисты, менеджеры добывающих предприятий или государственных учреждений. Разработанный инструмент может быть адаптирован под любую базу данных, в том числе общенациональную.

      Проект реализован в рамках технологического направления ЭРА*. Партнером по разработке программного решения выступил СПбГУ. Программа и соответствующий товарный знак зарегистрированы Федеральной службой по интеллектуальной собственности.

      «Мы первыми в отрасли создали программу, которая позволяет увидеть весь объем ресурсной базы компании в любой момент времени в динамике. Ничего подобного до сих пор просто не существовало. Это большой шаг по управлению запасами не только для нашей компании, но и для индустрии в целом. Представители профильных министерств уже видели нашу программу и в дальнейшем смогут применить эти наработки для создания аналогичной платформы в масштабах отрасли. В будущем новая ИТ-система сможет использоваться как коммерческий продукт, который мы предложим на открытом рынке».
      Алексей Вашкевич Директор дирекции по технологическому развитию «Газпром нефти»
      «Успех любого проекта в области разработки программного обеспечения основывается как на профессионализме его участников, так и на грамотном выборе процесса и инструментов разработки. Вместе со специалистами Научно-Технического Центра „Газпром нефти“ нам удалось в кратчайшие сроки собрать эффективную команду и наладить процесс в соответствии с гибкой методологией. Отмечу, что создание системы, у которой нет аналогов, — это творческая, созидательная работа, ставшая возможной благодаря постоянному открытому и конструктивному диалогу с партнерами. В результате мы получили специализированную ИТ-систему, которая визуализирует большие объемы данных в удобном для пользователя формате».
      Марат Немешев Старший преподаватель кафедры системного программирования СПбГУ, координатор группы разработки по проекту
    • 28 октября «Газпром нефть» закрыла книгу кредитный рейтинг Аналитического Кредитного Рейтингового Агентства (АКРА) — ААА(RU) заявок на биржевые облигации серии 003Р-01R общим номинальным объемом 25 млрд руб. и сроком погашения 5 лет с даты начала размещения. В рамках выпуска предусмотрен 2-летний call-опцион — возможность досрочного погашения облигаций по усмотрению эмитента. Для нового выпуска облигаций компании планируется получение рейтинга АКРА.

      Высокое кредитное качество «Газпром нефти» обеспечило значительный спрос на облигации со стороны всех основных категорий рыночных инвесторов. Переподписка более чем в 3 раза от первоначального объема книги заявок позволила компании снизить ставку до рекордных 6,85% годовых — это на 25 базисных пунктов ниже верхней границы изначального диапазона. Кроме того, объем размещения был увеличен на 10 млрд руб. к изначальному ориентиру.

      Организаторами выпуска выступили ООО «БК РЕГИОН», ПАО «Московский кредитный банк», ПАО Банк «ФК Открытие» и Банк ГПБ (АО). Агент по размещению — ООО «БК РЕГИОН». Расчеты по сделке при размещении облигаций планируется провести 12 ноября 2019 года на Московской Бирже.

      Заместитель генерального директора «Газпром нефти» по экономике и финансам Алексей Янкевич отметил: «Наша компания стала первым эмитентом, вышедшим на рынок облигаций после снижения ключевой ставки Банка России до самого низкого с 2014 года значения. Оптимальный выбор времени и репутация „Газпром нефти“ как первоклассного и надежного заемщика стали ключевыми факторами успеха этого размещения. Мы обеспечили для компании дополнительную гибкость за счет предусмотренной облигациями опции досрочного погашения и добились при этом рекордно низкой ставки купона на сопоставимый срок среди всех размещений облигаций корпоративными заемщиками в истории российского финансового рынка».

    • На Куюмбинском месторождении Красноярского края добыта двухмиллионная тонна нефти с начала его промышленной эксплуатации. Разработку месторождения ведет компания «Славнефть-Красноярскнефтегаз», входящая в состав совместного предприятия «Роснефти» и «Газпром нефти».

      В декабре 2018 года на месторождении введён в промышленную эксплуатацию первый пусковой комплекс. В его состав вошли модульная установка подготовки нефти, жилой вахтовый комплекс и узел подключения к головной нефтеперекачивающей станции. Также на месторождении построен резервуарный парк вместимостью 30 тыс. тонн, нефтесборный трубопровод и введен в эксплуатацию центральный пункт сбора нефти.

      Энергоснабжение фонда 78 добывающих скважин и объектов инфраструктуры обеспечивают три энергоцентра.

      Для дальнейшего наращивания объемов эксплуатационного и поисково-разведочного бурения «Славнефть-Красноярскнефтегаз» увеличила до 13 единиц количество буровых установок. На ряде скважин ведется бурение боковых горизонтальных стволов.

      Основными задачами дальнейшего освоения Куюмбинского месторождения являются бурение и ввод новых скважин, увеличение уровня добычи, реализация программы капитального строительства линейных объектов, в том числе — около 100 км автомобильных дорог, нефтесборных сетей и линий электропередачи.

    • Совет директоров «Газпром нефти» рассмотрел вопрос о реализации инвестиционной программы и бюджета на 2019 год по итогам работы компании в первом полугодии.

      Инвестиционная программа «Газпром нефти» позволяет поддерживать запланированный темп работ на ключевых проектах в сегментах добычи, переработки и сбыта, а также обеспечивает достижение среднесрочных и стратегических целей компании. В первом полугодии 2019 года «Газпром нефть» продемонстрировала позитивную динамику операционных и финансовых показателей. Объем добычи углеводородов с учетом доли в совместных предприятиях «Газпром нефти» составил 47,4 млн тонн н.э., увеличившись на 5,6% к результату аналогичного периода прошлого года. Рост показателя был обеспечен увеличением объемов добычи на Новопортовском и Восточно-Мессояхском месторождениях, в Оренбургском регионе, а также увеличением доли владения в компании «Арктикгаз».

      Объем переработки на НПЗ компании и совместных предприятий составил в первом полугодии 2019 года 20 млн тонн. Компания нарастила объемы реализации нефтепродуктов в премиальных каналах сбыта: объемы продаж бункерного топлива выросли более чем на 22%, битумных материалов — более чем на 15%, масел — на 6,7%.

      Рост чистой прибыли «Газпром нефти» по стандартам МСФО по сравнению с аналогичным периодом прошлого года превысил 29%, показатель составил 215 млрд руб. Скорректированная EBITDA увеличилась на 10,8% — до 408 млрд руб. Компания сохраняет лидирующие позиции в российской нефтяной отрасли по динамике увеличения объемов добычи и остается одним из лидеров по эффективности и темпам роста основных финансовых показателей.

    • Совет директоров «Газпром нефти» рассмотрел информацию о результатах деятельности и перспективах развития битумного бизнеса. Оператор этого направления деятельности — «Газпромнефть — Битумные материалы» — на сегодняшний день является лидером российского битумного рынка. По итогам 2018 года компания вошла в ТОП-10 крупнейших производителей битума в мире, реализовав свыше 2,5 млн тонн битумных материалов.

      «Газпром нефть» приступила к активному развитию битумного бизнеса в 2007 году. Для работы на профильном рынке компания создала эффективный бизнес по выпуску и реализации современной высокотехнологичной продукции, в состав которого сегодня входят битумные установки Московского, Омского и Ярославского НПЗ, Рязанский завод битумных материалов, предприятия по производству инновационной продукции и полимерно-битумных вяжущих в Москве и Вязьме. Ассортимент битумных материалов «Газпром нефти» расширен с 8 марок в 2007 году до 189 марок в 2019 году, общий объем производства битумной продукции компании увеличился за этот период в пять раз. На сегодняшний день битумная продукция «Газпром нефти» поставляется в 85 российских регионов. Компания является крупнейшим поставщиком модифицированных вяжущих в России — по итогам 2018 года объем реализации этой продукции составил 202 тыс. тонн. Международная сеть поставок битумной продукции «Газпром нефти» охватывает более 50 стран мира.

      В 2016 году «Газпром нефть» первой среди российских нефтяных компаний открыла собственный межотраслевой Научно-исследовательский центр (НИЦ), который стал ключевым объектом эффективной системы создания новых продуктов под текущие и перспективные потребности дорожного, аэродромного и промышленно-гражданского строительства. Сегодня компания предоставляет комплексное научно-техническое сопровождение полного цикла дорожного строительства: от разработки битумных материалов и асфальтобетонных смесей по индивидуальным рецептурам с адаптацией к климату и условиям региона применения — до оценки эксплуатационной эффективности в составе дорожного покрытия.

      С 2018 года «Газпромнефть — Битумные материалы» развивает собственную терминальную сеть, расширяя географию целевых рынков присутствия. Первым активом сети стал высокотехнологичный производственно-логистический терминал в Сальске (Ростовская область).

      Совет директоров «Газпром нефти» также ознакомился с долгосрочной стратегией развития битумного бизнеса компании. В числе ключевых целевых стратегических ориентиров рассматриваются развитие высококонкурентного сервисного портфеля, расширение географии производства и логистики продукции, развитие линейки инновационных битумов и портфеля технологических решений.

    • Совет директоров «Газпром нефти» рассмотрел и принял к сведению информацию о результатах деятельности и перспективах развития авиатопливного бизнеса компании.

      Специализированное дочернее предприятие «Газпром нефти» — «Газпромнефть-Аэро» — занимает лидирующие позиции на розничном авиатопливном рынке России с долей 25%. В 2018 году компания реализовала «в крыло» более 2,7 млн тонн авиатоплива. Общий объем реализации в 2018 году превысил 3,7 млн тонн.

      За 10 лет работы «Газпромнефть-Аэро» создала широкую сеть, которая включает 66 сбытовых подразделений в аэропортах России и Киргизии, в том числе 46 собственных топливозаправочных комплексов (ТЗК). Общий объем инвестиций в расширение и модернизацию сбытовой сети «Газпромнефть-Аэро» с 2007 по 2018 гг. составил 25,8 млрд руб.

      К настоящему времени география присутствия «Газпромнефть-Аэро» за рубежом представлена 210 аэропортами более чем в 60 странах. Заправки воздушных судов российских и иностранных перевозчиков в зарубежных аэропортах производятся в партнерстве с ведущими поставщиками топлива на местных рынках. Клиентами «Газпромнефть-Аэро» на сегодняшний день являются уже более 190 авиакомпаний, в том числе лидеры российского авиарынка — «Аэрофлот», S7 Airlines, «Уральские авиалинии», «Волга-Днепр», а также ведущие иностранные авиаперевозчики, такие как Lufthansa, Emirates, Air France, KLM.

      Приоритет в развитии авиатопливного бизнеса «Газпром нефти» — обеспечение безопасности полетов. Все ТЗК компании работают по техническому регламенту, основанному на жестких требованиях российских и международных стандартов авиатопливообеспечения. Предприятия «Газпромнефть-Аэро» имеют высший рейтинг международной ассоциации воздушного транспорта IATA.

      «Газпромнефть-Аэро» входит в число технологических лидеров международной авиатопливной отрасли. Компания успешно разрабатывает и внедряет уникальные цифровые сервисы, такие как смарт-контракты, которые обеспечивают проведение взаиморасчетов с авиакомпаниями в онлайн-режиме без предоплаты, банковских гарантий и финансовых рисков для участников сделки.

      В соответствии с долгосрочной стратегией развития бизнеса до 2030 года, «Газпромнефть-Аэро» нацелена на выход в топ-10 компаний-лидеров мирового рынка авиатопливообеспечения, расширение географии международной сбытовой сети до 350 аэропортов и увеличение объемов розничной реализации авиатоплива до 5,3 млн тонн в год.

    • «Газпром нефть» приступила к активной фазе строительства в Омске современного комплекса по производству высокотехнологичных катализаторов для нефтепереработки. Новый завод мощностью 21 тыс. тонн продукции в год обеспечит выпуск современных катализаторов для ключевых процессов производства топлива Евро-5 и глубокой переработки нефти.
    • «Газпром нефть», правительство Тюменской области и Ассоциация нефтегазосервисных компаний заключили соглашение о создании регионального нефтепромышленного кластера. Документ подписали председатель Правления «Газпром нефти» Александр Дюков, губернатор Тюменской области Александр Моор и президент Ассоциации нефтегазосервисных компаний Владимир Борисов.

      В кластер войдут 25 нефтесервисных и промышленных предприятий, ряд банков, технопарки и вузы. «Газпром нефть» и ее дочерние общества, действующие на территории Тюменской области, станут координаторами совместных проектов. При участии Научно-Технического Центра компании определены ключевые направления: развитие новых технологий добычи углеводородов, импортозамещение оборудования и материалов, цифровизация технологических процессов, обучение и развитие персонала организаций-участников.

      Проекты кластера будут реализовываться в сотрудничестве с межрегиональным научно-образовательным центром, о создании которого «Газпром нефть», правительство Тюменской области и Тюменский государственный университет (ТюмГУ) договорились на Петербургском экономическом форуме в июне 2019 года. В результате взаимодействия партнеров в регионе будет осуществляться весь цикл создания технологий: от научных разработок до их промышленного производства и внедрения. Инновации планируется применять на активах «Газпром нефти» в процессе бурения и исследования скважин, повышения нефтеотдачи и при подготовке «цифровых двойников» месторождений.

      «В стратегии развития до 2030 года „Газпром нефть“ ставит перед собой цель стать лидером отрасли по технологичности. Для этого мы формируем в России систему, которая объединит интеллектуальный и производственный потенциал отечественных компаний. Частью такой системы будет новый масштабный нефтепромышленный кластер в Тюмени. Он позволит создавать актуальные для бизнеса технологии, востребованные как на российском, так и на международном рынке», — отметил председатель Правления «Газпром нефти» Александр Дюков.
      Александр Дюков председатель Правления «Газпром нефти»
      «Газпром нефть» — стратегический партнер Тюменской области. Правительство региона выступило инициатором соглашения по созданию нефтепромышленного кластера, который объединит для решения общих технологических целей предприятия из разных субъектов страны. Главная цель — социально-экономическое развитие регионов, которые участвуют в этом проекте. Компетенции и уровень задач, формируемые «Газпром нефтью», позволят предприятиям технологически перевооружаться, применять современные подходы к научно-технологическому развитию, повышать свой уровень в соответствии с требованиями заказчиков нефтегазовой отрасли. Уже сегодня есть 21 проект, над которыми работают все участники кластера. Также у них будет возможность получить и федеральную финансовую поддержку«, — подчеркнул губернатор Тюменской области Александр Моор.
      Александр Моор губернатор Тюменской области
    • «Газпром нефть» открыла в Тюмени Интегрированный центр разработки месторождений (ИЦРМ). Создание единого организационного и цифрового пространства позволит компании вдвое сократить сроки запуска крупных добычных проектов и выхода на стадию «первая нефть».
    • На Новопортовском месторождении установлен рекорд по бурению скважины в периметре компании «Газпром нефть». 1000 метров горизонтального ствола удалось преодолеть всего за 2,93 суток (70 часов 33 минуты).

      Результат достигнут благодаря применению экспериментального долота, дизайн которого был специально доработан отечественными производителями для бурения в вечномерзлых грунтах. Для проекта «Новый Порт» оборудование модифицировали: увеличили межлопастное пространство и количество гидромониторных насадок, усовершенствовали калибрующую область. Новое долото позволило увеличить скорость вдвое, до 130 м/ч. Общая проходка составила 5921 метр.

      Использование новых технологий и инновационного оборудования — часть комплексного проекта по улучшению процессов бурения «Технический предел» *, который позволяет строить сверхсложные скважины в непростых геологических условиях. С помощью программы с 2015 года команда специалистов «Газпромнефть-Ямала» добивается сокращения временных и экономических затрат, а также повышает эффективность бурения за счет качественного планирования процессов, своевременной подготовки оборудования, грамотной оценке рисков и анализу извлеченных уроков.

      «Рекордный показатель — это всегда правильная постановка задачи, оперативная инженерная поддержка и эффективное взаимодействия команды «Газпромнефть—Ямала» с подрядными организациями. Несмотря на отличные результаты, потенциал для улучшения показателей бурения на арктическом месторождении виден, и мы планируем реализовать его с помощью инструментов проекта «Технического предела», который уже зарекомендовал себя».
      Алексей Овечкин генеральный директор «Газпромнефть-Ямала»
    • Омский НПЗ «Газпром нефти» завершил строительство первой в регионе солнечной электростанции мощностью 1 МВт. Новая станция размещена на площади 2,5 га и состоит из 2,5 тыс. солнечных панелей производства отечественной компании «Хевел».
    • «Газпром нефть» на международной выставке «Дорога 2019» представила комплексные решения по применению современных битумных материалов при строительстве и эксплуатации автомобильных дорог. С уникальными для отечественной отрасли технологиями разработки, производства и транспортировки битумов и вяжущих ознакомились председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев и министр транспорта РФ Евгений Дитрих.


      На фото (слева направо): генеральный директор «Газпромнефть – Битумные материалы» Дмитрий Орлов, министр транспорта РФ Евгений Дитрих, председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев

      Для повышения качества дорожного покрытия и увеличения срока ее эксплуатации в Научно-исследовательском центре «Газпром нефти» на основе битума был разработан инновационный защитно-восстановительный состав (ЗВС). Проникая в трещины покрытия, он связывает компоненты асфальтобетонной смеси и образует на поверхности дороги защитный слой, восстанавливающий ее эксплуатационные характеристики и нейтрализующий воздействия вредных факторов. Нанесение ЗВС на дорожное покрытие осуществляется с помощью мобильного механизированного комплекса, производительность которого в 20 раз превышает традиционные методы, используемые в дорожном строительстве. Технология успешно протестирована на автомобильных трассах в Санкт-Петербурге, Ленинградской и Смоленской областях и готова к широкому применению на дорогах России.

      На сегодняшний день «Газпром нефть» выпускает свыше 189 марок битумов и битумопроизводных. Транспортировка готовой продукции осуществляется в том числе с помощью универсальных однотоннажных контейнеров — кловертейнеров. Технология, разработанная оператором битумного бизнеса «Газпром нефти» — «Газпромнефть — Битумные материалы» — позволяет круглогодично поставлять готовую продукцию в российские регионы. Кубовидная форма кловертейнера обеспечивает оптимальную загрузку площадей при доставке битумов автомобильным, железнодорожным и морским транспортом, а также возможность долгосрочного складского хранения: специальная упаковка гарантирует неизменность исходных качественных характеристик битумной продукции в течение года.


      «Сегодня в приоритете — реализация национального проекта „Безопасные и качественные автомобильные дороги“. Благодаря таким технологиям фасовки готового продукта даже удаленные регионы Дальнего Востока обеспечены качественными битумными материалами для строительства дорог»
      Евгений Дитрих Министр транспорта РФ
      «Тесное взаимодействие с предприятиями отрасли позволяет нам разрабатывать эффективные рецептуры вяжущих и внедрять новые технологии строительства и обслуживания автомобильных дорог, а также обеспечивать клиентов в любой точке России битумами и модифицированными вяжущими вне зависимости от локализации производства. Такой подход взаимодействия с потребителями трансформирует отечественный рынок битумных материалов, изначально ориентированный на сезонный выпуск и поставку продукции, выравнивает календарный спрос, дает возможность оптимизировать затраты дорожно-строительным компаниям при закупках и хранении битумов»
      Дмитрий Орлов Генеральный директор «Газпромнефть-Битумные материалы»
    • «Газпром нефть» и АНО «Россия — страна возможностей» подписали соглашение о сотрудничестве в области проведения бизнес-конкурсов и развития кадрового потенциала страны. Партнерство определяет основные направления взаимодействия по созданию условий для профессиональной самореализации талантливых специалистов со всей России. Документ подписали Председатель Правления «Газпром нефти» Александр Дюков и генеральный директор АНО «Россия — страна возможностей» Алексей Комиссаров.


      На фото (слева направо): председатель правления «Газпром нефти» Александр Дюков и генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей» Алексей Комиссаров

      Основной площадкой для сотрудничества станет платформа «Профессионалы 4.0» — новая среда для реализации бизнес-проектов в гибких командах. Стратегическое партнерство позволит привлекать финалистов бизнес-конкурсов АНО «Россия — страна возможностей» к реализации технологических проектов корпораций и органов государственной власти, а талантам, в свою очередь, предлагать свои знания и компетенции, не устраиваясь на постоянную работу в организации.

      Одним из наиболее известных проектов президентской платформы «Россия — страна возможностей» является конкурс для ИТ-специалистов «Цифровой прорыв». В октябре 2019 года 3000 финалистов конкурса получат доступ к платформе «Профессионалы 4.0», а также возможность принять участие в проектах корпораций и органов государственной власти в составе гибких команд.

      Также планируется, что специалисты «Газпром нефти» будут привлекаться в качестве экспертов при разработке методологии конкурсов АНО «Россия — страна возможностей», а финалисты и победители мероприятий президентской платформы получат возможность прохождения стажировок в компании.

      «Наша общая с АНО „Россия — страна возможностей“ цель — создавать карьерные и социальные лифты, предоставлять талантливой молодежи возможности для участия в решении реальных задач в экономике и госуправлении. Как одна из крупнейших нефтяных компаний России, мы заинтересованы в развитии кадрового потенциала страны и новых форм сотрудничества между амбициозными талантами и корпоративным сектором».
      Александр Дюков Председатель правления «Газпром нефти»
      «Ключевая задача президентской платформы „Россия — страна возможностей“ — создание возможностей для самореализации россиян, участников и победителей наших проектов. Это и дополнительные баллы при поступлении в ведущие вузы страны, программа наставничества, дополнительное образование или содействие при трудоустройстве. Теперь к ним добавились и возможности, которые дает платформа „Профессионалы 4.0“. Мы считаем важным объединять усилия с компаниями и организациями, которые ведут аналогичную работу внутри своих структур. К слову, „Газпром нефть“ уже выступает партнером нашего флагманского проекта „Лидеры России“, и я уверен, что теперь наше сотрудничество будет еще более продуктивным».
      Алексей Комиссаров Генеральный директор АНО «Россия — страна возможностей»
    • МОСКВА, 16 октября. /ТАСС/. Качество автомобильных дорог в России традиционно является одной из самых острых и обсуждаемых тем. В девяностые годы из-за нарушения технологии строительства и нерегулярного ремонта оно часто было довольно низким, и даже сегодня некоторые проблемы дорожной отрасли остаются актуальными.


      Генеральный директор «Газпромнефть — Битумные материалы» Дмитрий Орлов

      Генеральный директор «Газпромнефть — Битумные материалы» Дмитрий Орлов в интервью ТАСС развеял несколько стереотипов о российских дорогах и рассказал о текущей ситуации, вызовах и достижениях сферы дорожного строительства.

      — Дмитрий Викторович, одно из самых распространенных в России высказываний описывает две беды. Одна из них — плохие дороги. Почему в девяностые и нулевые годы эта фраза была так популярна?

      — За любой вещью нужен уход, за дорогой — тем более. Если в содержание и ремонт были вложены средства, то ее состояние будет соответствующим.

      Если говорить про Россию того времени, то все становится понятным после изучения статистики. Общий объем рынка битума в девяностые и нулевые в нашей стране не превышал 3 млн тонн в год. Потом произошёл резкий скачок, и к 2018 году объем удвоился, перевалив через планку в 6 млн тонн.

      Эти цифры пусть косвенно, но показывают изменение отношения к строительству и содержанию сети дорог в России в нормативном состоянии. Очевидно, что, если ухаживать за дорогами, они станут лучше. И именно это помогает решить одну из задач, про которую вы говорили выше.

      — Качество дорог в России часто оправдывают суровыми климатическими условиями и холодами. Возможно ли в нашем климате строить дороги, которые могут пережить несколько сезонов?

      — Возможно. Как раз за счет битума. В этом плане мне кажется очень подходящим сравнение битума с клеем, который тоже соединяет все компоненты и эффективно работает только в определенном диапазоне температур. Поэтому для каждого региона нужно подбирать вяжущее индивидуально.

      Здесь основным параметром выступают разница между максимальной и минимальной температурами в конкретной области, грузонапряженность, интенсивность движения, а также среднее количество переходов температуры через ноль градусов. Чем выше эти показатели — тем сложнее по составу будет битум.

      В целом, в России уникальная ситуация с климатом — так что задача у российских дорожных строителей по сравнению с той же Европой непростая.

      — Вы сказали, что климат в России уникален, но ведь есть же похожие на нас страны: Канада, Финляндия, Норвегия.

      — Ситуации разные. Например, в Финляндии по нормативам можно ездить по уплотненному снегу. В зимний период на дороге формируют специальный «накат», который сверху присыпают гранитной крошкой. Когда наступает весна, ее собирают и используют вторично в следующем сезоне.

      В России нет такой практики, так как по существующим ГОСТам дорога должна быть очищена от снега и льда до асфальта. Опять же отличается и нагрузка на дороги.


      Может ли битум быть инновацией?

      — Как сильно один вид битума может отличаться от другого? Есть ли какое-либо ноу-хау, к которому все стремятся в отрасли?

      — По сути, битумы делятся на две большие категории — базовые и модифицированные, с более сложным составом. Последний тип как раз лучше использовать в более холодных регионах. Например, в США при классификации вяжущих используется «Правило 90» (прим. — градусов). Если разница температур эксплуатации покрытия меньше этого числа, то можно использовать базовый битум, если же превышает — то необходим модифицированный.

      — Можете назвать самую северную дорогу, построенную из вашего битума?

      — Самые северные поставки у нас были на Землю Франца Иосифа, и разработанный нами продукт отлично работает при температуре минус 50 градусов. В принципе, мы можем сделать состав для любого климата.

      У нас подписаны соглашения с 26 регионами. Каждому из них наш Научно-исследовательский центр — НИЦ, расположенный в Рязани, помогает проанализировать климатические и транспортные условия эксплуатации дорог и дает рекомендации по применению конкретного битума в конкретном месте.

      — Насколько дороже модифицированный битум?

      — Он будет дороже примерно на 40 процентов, но при этом и дорогу нужно будет ремонтировать в два раза реже, соответственно и затраты на ее содержание будут ниже.

      — Я правильно понял, что дорога, сделанная на модифицированном битуме, живет существенно дольше?

      — Да, в среднем в два раза, поэтому его производство и применение сейчас и растет такими темпами. Если взять только цифры, то в 2010 году было произведено около 30 тысяч тонн модифицированного битума, что составляет десятые доли процента от общего объема выпуска битума. В этом году, я думаю, что его доля на рынке России перевалит уже за отметку в 7%.

      — За окном Садовое кольцо Москвы — можете определить, какой битум там использован?

      — Скорее всего — модифицированный, так как тут очень высокая интенсивность движения. Например, в Москве в 2016 году мы с ГБУ «Автомобильные дороги» участвовали в замене дорожного покрытия Тверской улицы с применением модифицированного битума. Прошло уже три года, а дорога до сих пор в хорошем состоянии, хотя нагрузки там колоссальные.

      — То есть в Москве дорога на модифицированном битуме может прослужить от 3 и более лет, на обычном — 1,5-2 года?

      — Примерно да. Но единой статистики тут быть не может, так как везде разная интенсивность и состав движения, скорости транспортных потоков. Все это существенно влияет на долговечность.

      — Почему я так много спрашиваю про долговечность асфальта — жители Москвы довольно часто не понимают, зачем так часто нужно ремонтировать дороги. То есть это нормально полностью менять покрытие раз в 1,5-2 года?

      — Если речь про обычный битум, то да. На модифицированном Тверская, как я уже сказал, стоит три года, и это не предел.

      — Хорошо, с качеством и сроками мне все понятно. Разберем другой стереотип — в России очень дорого строить дороги. Это похоже на правду?

      — Если сравнивать сравнимое, то стоимость строительства дорог в России сопоставима или даже несколько ниже, чем в Европе или Америке. Дело в том, что у нас в стоимость одного километра дороги входит оформление землеотвода, согласование инженерных сетей с естественными монополиями, выкуп, освобождение и рекультивация земли и так далее. Методики в США и Европе эти параметры не включают.


      Умеют ли в России строить дороги?

      — На ваш взгляд, в какой стране сейчас самые хорошие дороги?

      — Я думаю, что в Голландии.

      — Велика ли в этом заслуга качества битума?

      — Этот вопрос из серии — велика ли роль свеклы в борще (улыбается). Конечно, битум — очень важный компонент, но одного его недостаточно. В дорожном строительстве требуется соблюдение всего комплекса требований к работе и материалам. К примеру, отдельно может быть очень хороший битум, щебень, сам проект, но из-за недостаточного уплотнения асфальта дорога в целом будет некачественной.

      Кроме того, важен системный подход по эксплуатации построенной дороги — при появлении первых признаков износа асфальт необходимо сразу «подлечить», для этого, например, в нашей линейке есть специальные материалы. Дорога будет стоять дольше.

      — То есть в Голландии дороги такого высокого уровня из-за постоянных ремонтов?

      — Не совсем. Решающую роль играют климат и системный подход государства. К тому же у них не было подобного периода, как у нас в девяностые. Согласитесь, что задачи содержать и восстановить — очень сильно отличаются друг от друга по сложности.

      Важно еще учитывать, что большинство наших дорог проектировалось в 60-е годы прошлого столетия и совсем под другие интенсивность и скорости движения.

      — Если говорить про профессиональные компетенции, можно ли сказать, что в России умеют строить дороги?

      — Во всяком случае, мы этому способствуем: в нашем НИЦ проводим семинары, обучающие мастер-классы для разных аудиторий. У нас есть подшефная школа, кафедра в Рязанском институте (филиале) Московского политехнического университета. Мы активно сотрудничаем с Московским автомобильно-дорожным институтом (МАДИ). Проводим стажировку для студентов Белгородского технологического университета, Ряжского автомобильно-дорожного техникума. Приглашаем потребителей, представителей отрасли, показываем технологии, оборудование. В самой дорожной отрасли у нас появился ряд крупных компетентных подрядчиков, которые сейчас активно развиваются. Плюс изменились, улучшились технологии, так что динамика хорошая. Но нам есть куда стремиться.

      В Европе, например, доля модифицированного битума на рынке составляет порядка 25%, в России потенциал его использования мы оцениваем в диапазоне от 10 до 14%, сейчас же, как я и говорил, порядка 7%.

      — Можете пояснить, почему потенциал использования модифицированного битума у нас в стране меньше, чем в Европе? 25 против 10-14 процентов...

      — Дело, скорее, в масштабах страны. К примеру, в соседней Финляндии протяженность сети автомобильных дорог порядка 100 тысяч километров, а в России — свыше 1,5 миллионов. При этом не все дороги в нашей стране загружены равномерно: на каких-то участках автомобильный трафик составляет 50 машин в сутки, а на других, как, например, на КАДе в Санкт-Петербурге, может превышать 200 тысяч. Исходя из транспортной нагрузки конкретной трассы и принимается решение об использовании базового или модифицированного битума.


      Про объемы и две главные беды России

      — Вы говорили, что рынок битума в России развивается довольно высокими темпами, как это отражается на производственных планах вашей компании?

      — В этом году мы произведем порядка 2,5 млн тонн обычного и 240 тысяч тонн модифицированного битума, который идет в том числе и на экспорт. Это чуть больше трети от российского рынка, в дальнейшем мы намерены сохранить эту долю.

      — Вы упомянули экспорт, насколько востребован российский битум за рубежом?

      — Приоритетом для нас по умолчанию являются поставки на российский рынок, но небольшую часть мы все-таки экспортируем — у нас есть европейские, азиатские, южноамериканские потребители.

      — В Южную Америку? Так далеко? Это оправдано по логистике?

      — Да. И этому есть простое объяснение. Ближе к зиме в России автодорожный сезон идет на спад — в это время в южном полушарии наступает лето и ремонты.

      Если говорить про объемы, то в Латинскую Америку мы поставляем довольно много продукции, есть эпизодические поставки в Африку, в Европу, Азию. В этом году и в следующем мы ожидаем рост экспорта.

      Но тут нужно понимать, что экспорт в общей доле производства составляет лишь несколько процентов. Основной рынок — в России, несмотря на то, что наша продукция востребована и в других странах.

      — Востребована из-за качества или цены?

      — У нас высокое качество, мы знаем мировые стандарты и имеем большой опыт по поставкам в разные страны, понимаем нюансы их дорожного строительства.

      Например, в странах Латинской Америки мы реализуем в том числе и просветительскую функцию, так как уровень дорожных компетенций там сильно отстает от России.


      — Если подытожить, то мне показалось, что вы сдержанно, но оптимистично оцениваете текущее состояние отрасли. И все-таки, какие основные проблемы в области дорожного строительства остаются, какие задачи?

      — Задач, по сути, две. Первая — образовательная. Все мы с вами автомобилисты. И даже, казалось бы, незначительный вклад — соблюдение скоростного режима — существенно увеличит срок службы дороги. Вторая — профессиональная, технологическая. Она решается, и государство в последние годы занимает очень активную позицию. Поэтому я не смогу вам сейчас назвать каких-либо застарелых проблем, которые не решаются. Их нет.

      Беседовал Большов Алексей